Аристотель

Аристотель
        (лат. Aristoteles) Стагирит (род. в 384, Стагир, ум. в 322 до н. э., Халкида, о. Эвбея), др.-греч. философ и ученый-энциклопедист, основагель перипатетич. школы; из семьи врачей при дворе македонских царей. Семнадцати лет А. вступил в Академию Платона, где пробыл в течение 20 лет как слушатель, преподаватель и равноправный член содружества философов-платоников. После смерти Платона в 347 до н. э. А. оставил Афины по политич. соображениям, путешествовал, затем стал учителем Александра Македонского. В 335 А. основал учебное заведение в Ликее (Афины). Обучение происходило во время прогулок, благодаря чему оно получило назв. «Перипата» (отсюда назв. школы). После смерти Александра Македонского А. преследовали за промакедонскую ориентацию, он отправился в свое владение в Халкиде, где вскоре умер. А. изучал почти все проблемы развития природы и общества, ввел терминологию, не утратившую своего значения и поныне. А. популяризировал философские вопросы в искусно стилизованных диалогах, которые утрачены. Сохранились некоторые лекции и мн. труды. Согласно А., многообразие наук соответствует формам бытия, которые иерархически упорядочены и образуют органически-функциональное единство мира. «Сущее, поскольку оно сущее» является предметом «первой философии», или онтологии; со времен Андроника по издательским соображениям этот труд А. именуется «Метафизикой». Действительность определяется 4 осн. причинами: материей (hyle); пассивной возможностью становления; активной формой (morphe, eidos), которую приобретает материя, а также действующей (kinoyn) и целевой (telos) причинами, которые связаны с формой. Изменение и развитие есть осуществление формы, потенциально залож. в материи. В результате деятельности (energeia — энергия) формы, воздействующей на материю при онтогенезе, возникают виды, подобно тому как при работе художника возникает статуя, потенциально существующая в бронзе. А. принял платоновскую «идею» как имматериальный принцип «сущего в себе». Вместе с тем он стремился преодолеть идеализм своего учителя, как и механич. материализм Демокрита, «атомный круговорот» которого не мог объяснить целесообразной организованности и приспособленности живых существ, требовавший объяснения принципа управления. Аристотелю удалось ослабить, но не преодолеть дуализм Платона. Форма онтологически и ценностно приоритетна по отношению к материи и абсолютизирована в божественном «неподвижном перводвигателе» как чистая действенность и кульминационный пункт Вселенной. Она расчленяется, кроме того, и через дуалистич. отношения субординации: душа — тело, муж — жена, господин — раб и т. д. Труды по логике, содержащие также теорию познания, позднее объединены в т. н. «Органон». К нему принадлежат «Категории», «Первая и Вторая Аналитика», «Топика» и т. д. Вопреки Платону А. толкует восприятие как основу теории познания, которая требует познавать формы и их взаимосвязь в качестве цели научного познания, условием которого является соединение индукции и дедукции; истинность познания заключается в соответствии высказываний объективным обстоятельствам. А. стремился построить теорию науки и классификацию на основе «аксиомы — доказательства — структуры». Информация, получаемая от вещей, может быть сведена к осн. формам или категориям: 1) сущность в смысле субстанции, 2) количество, 3) качество, 4) отношение, 5) место, 6) время, 7) образ действий, 8) страдание. Узловой пункт заключительного итога А. состоит в силлогизме, «вынуждающе определенном» способе доказательства, сообразно чему в спец. науках (например, в геометрии) из их очевидных аксиом вытекают все частные высказывания. Аристотель впервые в истории мышления исследовал все существ, формы дедуктивных заключений и сформулировал логич. законы тождества, противоречия и исключенного третьего. В этике А. постулировал в качестве цели всех человеч. поступков счастье (eudaimonia), которое состоит в осуществлении сути человека в соответствии с принципом формы. Если сущность человека — душа, то его эвдемония состоит в ее активности, т. е. в мышлении и познании. В соответствии с этим обосновывается преимущество духовной работы перед физической. Деятельность в науке и искусстве принадлежит к т. н. дианоэтическим добродетелям, достигаемым через подчинение страстей разуму. Добродетели суть среднее (мужество — среднее между безрассудной отвагой и малодушием). Среднее играет роль также в его политич. теории, к которой он подходил с различных точек зрения: из абстрактно-этич. категорий, а также из отношений собственности. Оптимальное государств, устройство представляет собой смесь олигархии и демократии, в которой демократич. элементы должны преобладать. Их носителями должны быть крепкие слои средних собственников, которые не были бы ни богаты, ни бедны, т. к. и те и другие склонны к развращенности и несправедливости. А. сознавал, что человек может реализоваться лишь как член общества, которое он мыслил как совр. ему полис. Идеологич. предрассудки, обусловл. социальной действительностью, заставляли А. оправдывать рабство как порожд. самой природой. Это противоречит его учению о едином принципе формы человека. С эстетикой А. мы знакомы меньше; сохранился лишь его анализ поэтич. искусства в «Поэтике». Функции искусства так же многообразны, как и формы выражения. Имеется в виду подражание (mimesis), которое на основе частного выражает общие типы и их сущность; следовательно, познание осуществляет позитивное психологич. действие, очищение (katharsis) души от аффектов и т. д. Учение о мимезисе и катарсисе имело влияние вплоть до нового времени. Согласно натурфилософским воззрениям А., которые представлены в «Физике» и «О небесах», Вселенная вечна, но ограничена концентрич. сферами космоса, по ту сторону которого не существует тел, а следовательно, также и пространства, времени и движения. Все вещи определяются своим качеств, характером, своим «естеств. движением» и своим «естеств. местом». В «надлунной области» вещи состоят из эфира, в «подлунной» — из огня, воздуха, воды и Земли, которая покоится в центре Вселенной. В земной природе существует иерархия различных субстанциальных форм, которые ведут от неорганического к человеку. В этой шкале бытия высшие ступени зависят от низших, но имеют со своей стороны специфич. закономерности. Растениям присуща воспроизводящая душа, животным — способность ощущения, желания и движения, наконец, человеку сверх того — разум. Из вечности и неизменности субстанциальных форм следует постоянство видов и отсутствие эволюционного развития. А. оказал огромное влияние на философские направления средневековья и нового времени. Его учение, в котором он стремился связать сильные стороны учения Демокрита с достижениями Платона, может иметь и последовательно материалистич. и объективно-идеалистич. истолкование. Материалистич. переработка началась в его школе уже Страбоном и привела в араб, философии Авиценны и Аверроэса к материалистич. пантеизму. В схоластике «неподвижный перводвигатель» был отождествлен с христианским понятием бога. Учение о бессмертной части души было использовано схоластикой, и вся философия А. была канонизирована Альбертом Великим и Фомой Аквинским. Большое влияние оказал А. на новую схоластику (Ф. Брентано), так же как и на совр. неотомизм.

Словарь античности. — Перевод с немецкого. М.: Прогресс. . 1989.

Игры ⚽ Нужна курсовая?
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "Аристотель" в других словарях:

  • АРИСТОТЕЛЬ — (Aristoteles) (384 322 до н.э.) великий др. греч. философ и ученый, создатель логики, основатель психологии, этики, политики, поэтики как самостоятельных наук. Родившись на северо востоке Греции (г. Стагира), провел 20 лет в Академии Платона (см …   Философская энциклопедия

  • Аристотель — (Aristotle) (ок. 384–322 г. до н.э.) Греческий философ. Родился в богатой семье врача на севере Греции. В 367 г. до н. э. Аристотель приехал в Афины, где учился и преподавал в Академии Платона (Plato) до его смерти (347 г. до н.э.). После… …   Политология. Словарь.

  • Аристотель —     Аристотель, сын Никомаха и Фестиды, из Стагира. Никомах этот был потомок Никомаха, сына Махаона и внука Асклепия (так пишет Гермипп в книге Об Аристотеле ); жил он при Аминте, македонском царе, как врач и друг5 1. Аристотель, самый преданный… …   О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов

  • Аристотель — (Aristoteles, Αριστοτέλης). Величайший из древних философов натуралистов и основатель школы перипатетиков. Он родился в Македонии, в г. Стагире, в 384 г.; отец его был врачом при дворе македонского царя Аминты. 17 ти лет Аристотель отправился в… …   Энциклопедия мифологии

  • Аристотель — Аристотель. Аристотель. Аристотель (. до н.э.) древнегреческий философ и учёный энциклопедист. Из города Стагира (). Ученик Платона. Аристотель происходил из семьи лекарей при дворе македонских царей. В 367 г. вступил в Академию Платона () и был… …   Энциклопедический словарь «Всемирная история»

  • Аристотель — (384 322 гг. до н.э.) ученик Платона, воспитатель Александра Македонского, основатель школы перипатетиков, из Стагиры (п ов Халкидика) Об избрании (на государственные посты) всегда хлопочут не столько порядочные, сколько случайные. Добродетель… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • Аристотель — (’Αριστοτελες, 384–322 до христ. эры) греческий ученый и один из крупнейших философов всех времен. Сын придворного врача македонского царя. Р в Стагире близ Афона. С 18 лет учился в Афинах, в Академии Платона (см.), где и оставался до смерти… …   Литературная энциклопедия

  • АРИСТОТЕЛЬ — (384 322 до н.э.) древнегреческий философ и ученый энциклопедист. Обобщил достижения современной ему физики, астрономии, биологии и ряда других дисциплин. Явился основоположником формальной логики, предложив модально временную логику и систему… …   История Философии: Энциклопедия

  • Аристотель — один из величайших философов Греции, творец самойзаконченной и всеобъемлющей системы греческой науки, основательистинного естествознания и глава перипатетической школы; Род. 384 до Р.Х. в Стагире, греческой колонии во Фракии, недалеко от Афона.… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Аристотель — Аристотель, Aristoteles, из Стагиры, 384 322 гг. до н. э., греческий философ. Сын Никомаха, врача македонского царя Аминты II. По месту рождения его иногда называли Стагиритом. В течение 20 лет (367 347) был учеником и соратником Платона, а после …   Античные писатели

  • АРИСТОТЕЛЬ — (384 322 до н. э.) Греческий ученый и философ, родился во Фракии, учился в Афинах у Платона. После смерти Платона путешествовал по Восточному Средиземноморью и некоторое время жил при дворе македонского царя Филиппа II учителем юного Александра… …   Cловарь-справочник по Древней Греции и Риму, по мифологии


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»